Центр восстановительных техник

 

 

Тульская обл.Тепло-Огаревский р-н п. Теплое ( д. Стрешнево)

8(985) 293-51-53,   8(909) 903-00-12   8(961)266-70-39   

Главная > СТАТЬИ > Детский массаж

Детский массаж

Необходимость детского массажа

Моментальный снимок 1 (05.10.2016 13-16)

 

Освобожденный из уютного кокона младенец машет ручками и бьет ножками, прислушиваясь к теперь уже знакомым звукам — мать растирает руки теплым маслом под успокаивающую мелодию колыбельной. И вот настало время массажа, проводимого дважды в день.(цена массажа)

 

Многие семейные обычаи наших предков, отвергнутые в начале XX века в интересах прогресса, теперь возвращаются в нашу жизнь, потому что современная наука вновь открыла их важность и пользу для здоровья малышей и в целом для здоровья общества. Сопоставительные исследования показывают, что в тех обществах, где младенцев держат на руках, проводят им массаж, укачивают, кормят грудью, взрослые менее агрессивны и жестоки, более склонны к сотрудничеству и сочувствию. Если бы наши прабабушки могли увидеть появившиеся у нас «новшества» в области ухода за младенцами, они наверняка бы не удержались от известной торжествующей фразы: «А что я вам говорила!»

 

Ребенок раннего возраста, в отличие от взрослого, ежедневно меняется физически и психически, особенно на первом году жизни. Если своевременно улавливать эти изменения, можно корректировать различные отклонения, так как организм ребенка очень податлив, и при правильном воздействии можно добиться того, что ваш ребенок вырастет здоровым, активным и красивым.

 

Все это дает профилактический оздоровительный массаж, сделанный мамиными или папиными руками, так как такие занятия влияют на мышечную массу, осанку, походку, пластику и качество движений.

 

Значение детского массажа

 

Медицинские осмотры последних десяти лет демонстрируют широчайшее распространение заболеваний опорно–двигательного аппарата у детей уже с дошкольного возраста. Начиная со школьного возраста заболевания опорно–двигательного аппарата занимают первое место в структуре хронической заболеваемости.

 

Почти каждый житель нашей страны в возрасте от 30 до 40 лет становится обладателем остеохондроза, деформирующего спондилеза и других хронических прогрессирующих заболеваний позвоночника.

 

У мальчиков старшего школьного возраста имеет место мышечная недостаточность, у девочек этого же возраста — проблема тазовых мышц, что, в свою очередь, ведет к невынашиванию беременности и рождению большего количества недоношенных детей.

 

Многие нарушения осанки — это болезни развития.

 

Основа всех перечисленных заболеваний закладывается в период внутриутробного развития плода и в раннем возрасте после перенесенных заболеваний, интоксикаций и травм. Об этом свидетельствуют признаки дисонтогенеза (отклонения от нормального развития), выявляемые при осмотре детей раннего возраста.

 

Физическое воспитание в раннем возрасте — это обеспечение всех функций позвоночника (опорной, двигательной и амортизационной), следовательно, профилактики остеохондроза.

 

Чем лучше развиты мышцы, тем легче позвоночник справляется с нагрузками, и, наоборот, чем хуже первоначальное состояние мышц, тем скорее возникает их перенапряжение, которое приведет к преждевременному старению. Это было доказано еще в позапрошлом столетии.

 

Мышцы детей раннего возраста имеют такие функциональные характеристики, как слабость и невысокая статическая выносливость, т. е. неспособность к длительному сокращению.

 

Плохо заложенные мышцы при отсутствии помощи, обеспечивающей качественное созревание, приведут в дошкольном возрасте к таким отклонениям, как ранние (начальные) отклонения осанки, нарушения мелкой моторики, плохо сформированная стопа, общие нарушения речи, слабость брюшных мышц, косоглазие и многое другое. Следовательно, массаж, улучшающий питание тканей, необходим для качественного созревания мышц ребенка.

 

В настоящее время у детей раннего возраста наблюдается повышенный тонус мускулатуры, т. е. мышцы их напряжены больше и дольше, чем это соответствует физиологическим нормам.

 

Во время массажа на организм ребенка действуют руки матери, оказывающие не только разнообразное по характеру механическое, но и тепловое воздействие. Усиливается лимфо– и кровообращение, повышается эластичность и упругость кожи. Под влиянием массажа нормализуется тонус мышц, улучшается их сократительная функция, увеличивается число функционирующих мышечных волокон, что снижает уровень утомляемости мышечной ткани, увеличивается эластичность и подвижность связочного аппарата.

 

Кожа представляет собой обширную рефлексогенную зону. Массаж оказывает выраженное действие на нервную систему ребенка, изменяя уровень ее возбудимости и характер основных нервных процессов (возбуждение и торможение).

 

Значение массажа для матери

 

·                                 Массаж младенцев способствует увеличению количества материнского молока и увеличению периода кормления грудью. Процедура массажа приносит удовольствие не только младенцу. Пока мама занимается своим ребенком, внешний мир как бы исчезает для нее, она освобождается от стресса, от повседневных забот и расслабляется. Массаж позволяет молодой маме более уверенно обращаться с младенцем, что особенно важно для слишком юных или психологически неподготовленных женщин.  Массаж является отличной терапией для матерей, страдающих послеродовой депрессией, чувствующих, что они не могут справиться с новыми задачами, и оказывающихся в психологическом конфликте сами с собой. Когда мать видит, что с помощью массажа способна прекратить плач, колики в животе младенца, услышать его удовлетворенное гуление и спокойное посапывание, то она успокаивается и начинает верить в свои силы. Матери–подростки, которых научили делать мамин массаж, тоже отмечали, что стали более ответственно относиться к своим детям.   И, наконец, братья и сестры, которым доверили поглаживание младенца, переставали испытывать чувство ревности к появлению младшего ребенка в семье.

 

Гимнастика и массаж

 

Помимо занятий для удовлетворения органической потребности в движении необходимо организовать достаточную двигательную деятельность ребенка, для чего необходимы три вещи: а) площадь; б) одежда; в) пособия, побуждающие ребенка к движениям.

 

С 3—4 месяцев ребенка спускают на пол, затем вводят различные пособия (но не в ущерб двигательной активности). Одежда ребенка должна быть легкой и удобной. Пособия должны побуждать ребенка к движению.

 

В связи с тем, что у ребенка в первом полугодии жизни еще мало активных движений и может быть повышен мышечный тонус, значительное место в физическом воспитании отведено массажу. (Еще раз подчеркиваем, что речь идет не о курсах лечебного массажа или лечебной физкультуры, а о системе физического воспитания ребенка раннего возраста с первых дней, т. е. об ЛФК для здорового ребенка.)

 

Гимнастика и массаж способствуют формированию точного двигательного навыка, двигательной памяти. Не потому ли нам так необходимы инструкторы ЛФК в дошкольном возрасте, что мы плохо формируем двигательный навык в раннем возрасте и нам приходится потом переучивать ребенка?

 

Гимнастика — это тренирующие упражнения, направленные на конкретные мышечные группы. Они оказывают трофическое влияние, участвуют тренировке двигательного и находящихся рядом с ним речевых центров.

 

Массаж — это ритмичные раздражения кожи и глубже лежащих слоев, наносимые с определенной силой и в определенной последовательности.

 

Как делать детский массаж

 

Прежде чем начать занятия с малышом, попробуйте все приемы массажа на себе, запомните свои ощущения и силу, которую вы затратите.

 

Главное правило: никакой боли! Только приятные ощущения! Итак, вот основные приемы массажа.

 

§                                                                                 Поглаживание. Это воздействие на нервные окончания поверхностного слоя кожи, оно расслабляет мышцы и усиливает процессы торможения в коре головного мозга, поэтому движения должны быть очень нежными. 
Нежно проведите по своей левой руке кончиками пальцев и ладонью правой руки от кисти к плечу. Запомните это ощущение. Тоже самое вы будете делать своему малышу. 
Данный прием выполняется обычно ладонной поверхностью кисти. В первые три месяца жизни малыша, а также у детей с гипотрофией, т. е. пониженным питанием, или повышенной возбудимостью применяется только поглаживающий массаж. Возможно, именно поглаживающий массаж будет хорошим снотворным для вашего ребенка не только в грудном возрасте, но и в более старших возрастных периодах.

 

§                                                                                 Растирание. Это более интенсивное и глубокое поглаживание. Оно также способствует расслаблению мышц и снижению возбудимости нервной системы. Производиться может одним, двумя или тремя пальцами и ладонной поверхностью кисти круговыми движениями по ходу часовой стрелки от кисти к плечу (от периферии к центру). Движения должны быть энергичнее, чем при поглаживании, так как происходит воздействие на более глубокие слои кожи.

 

§                                                                                 Разминание. Прием аналогичен растиранию, но оказывает еще более глубокое воздействие на организм (практически разминаем кожу и мышцы так, чтобы ощутить кость). Тремя пальцами (указательным, средними безымянным) производим одновременно круговые и поступательные движения, энергично разминая мышцы.

 

§                                                                                 Похлопывание. В основном используется при массаже спины. Тыльной стороной полусогнутых пальцев, начиная с указательных и постепенно помогая остальными, похлопываем от периферии к центру и наоборот. Следует помнить, что работает лучезапястный сустав массирующего, а не локтевой. 
Этот прием рекомендуется применять не раньше 4 месяцев при условии хорошей упитанности ребенка (если у малыша гипотрофия, то похлопывание делать нельзя), при этом похлопывают только те участки тела, где кости хорошо защищены мягкими тканями, обходя костные выступы и область почек.

 

§                                                                                 Вибрация. Это быстрое, ритмичное сотрясение кожи и подкожной клетчатки ладонной поверхностью кисти или пальцами. 
Похлопывание и вибрация усиливают возбудительные процессы в нервной системе и вызывают полезное сокращение мышц.

 

Напоминаем: возрастной комплекс можно выполнять только при наличии соответствующих предпосылок, т. е. нужно быть абсолютно уверенным, что ребенок здоров и его нервно–мышечный аппарат созрел для выполнения упражнений. В противном случае набор упражнений должен быть индивидуальным. Для занятий с младенцами необходимо положить на стол вчетверо сложенное одеяло, клеенку и пеленку.

 

Прежде, чем вы приступите к занятиям гимнастикой и массажем, необходимо посоветоваться с врачом–педиатром, а также показать ребенка невропатологу и ортопеду, если вы не сделали этого раньше.

 

Занимаясь с ребенком оздоровительным массажем, вы не принесете ему вреда, если будете соблюдать все правила.

 

Средства для массажа

 

Профессиональные массажисты не рекомендуют использовать смазывающие средства при массаже детей. Кремы и масла на гладкой детской коже не только снижают лечебный эффект, но и мешают установить полноценный контакт между ребенком и массажистом, снижая чувствительность рук: по смазанной коже малыша руки скользят слишком быстро, и трудно определить, где надо задержаться, ослабить или усилить воздействие.

 

Смазочные средства неблагоприятно воздействуют на ребенка, так как они забивают поры, способствуя перегреванию кожи. А если во время процедуры порошок попадет в дыхательные пути ребенка, это может привести к спазму бронхов и развитию аллергии.

 

Перед тем как приступить к массажу:

 

§                            Вымойте руки теплой водой с мылом, снимите кольца и другие украшения. Проверьте, хорошо ли у вас подстрижены ногти. Проверьте температуру воздуха в комнате, она должна быть не ниже 20—21 °С (летом массаж можно проводить в самое жаркое время дня, а зимой лучше расположить место для массажа вблизи источника тепла). Массаж и гимнастика в сочетании со световоздушной ванной — прекрасное закаливающее средство. Помните, что движения мамы (и массажиста) должны быть нежными и легкими (работают только кисть руки и пальцы). Не забывайте привлекать внимание малыша, постоянно разговаривая с ним. Ребенок будет наблюдать за вашим лицом и прислушиваться к голосу.